На сайте Минфина России размещены Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 год, подготовленные Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности (приложение к письму от 27 декабря 2019 г. № 07-04-09/102563) в целях повышения качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Документ подготовлен по результатам обобщения практики применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете (в том числе практики осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций Федеральным казначейством), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер.
В Рекомендациях Департамент обращает внимание аудиторов на ряд положений и требований, выполнение которых обязательно при осуществлении аудиторских процедур:
I. Осуществление аудиторских процедур
- применимые стандарты аудиторской деятельности;
- независимость аудиторской организации;
- профессиональная этика;
- деловая (профессиональная) репутация аудиторской организации, аудитора;
- внутренний контроль качества работы;
- назначение лица, осуществляющего проверку качества выполнения задания;
- правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
- соблюдение стандартов аудиторской деятельности;
- применение принципа существенности при планировании и проведении аудита бухгалтерской отчетности;
- аудиторские процедуры в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица;
- рассмотрение рисков ОД/ФТ;
- составление аудиторского заключения;
- бухгалтерская отчетность, прилагаемая к аудиторскому заключению;
- представление аудиторского заключения;
- составление аудиторской документации в виде электронных документов;
- место хранения документов, образующихся при осуществлении аудиторской деятельности;
- особенности осуществления аудиторских процедур при проведении аудита бухгалтерской отчетности кредитной организации;
- особенности осуществления аудиторских процедур при проведении аудита отчетности страховой организации;
- особенности осуществления аудиторских процедур при проведении аудита отчетности прочих некредитных финансовых организаций;
- раскрытие аудиторской организацией информации о своей деятельности;
II. Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности
- применимые федеральные стандарты бухгалтерского учета;
- единица измерения показателей бухгалтерской отчетности;
- бухгалтерский учет аренды;
- субсидии на капитальные вложения в объекты капитального строительства;
- кросс-курс для целей бухгалтерского учета;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
- информация о налоге на прибыль в отчете о финансовых результатах;
- дивиденды и иные аналогичные распределения прибыли в пользу собственников (участников);
- учет застройщиком денежных средств на счетах эскроу;
- представление обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности в электронном виде;
- применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;
- составление консолидированной финансовой отчетности.
III. Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности кредитными организациями
- применимые правила бухгалтерского учета;
- изменения в Плане счетов бухгалтерского учета;
- применение положений МСФО (IFRS) 9;
- кредитование застройщиков;
- производные финансовые инструменты.
IV. Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности некредитными финансовыми организациями
- договоры аренды;
- учет у страховых брокеров;
- порядок учета нефинансовых активов;
- расчет размера собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг.
В рекомендациях представлен раздел, подготовленный с использованием материалов, предоставленных Казначейством России, а также по результатам обобщения практики применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете (в том числе практики осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций Казначейством России), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер.
В Рекомендациях есть разделы, подготовленные с использованием материалов, предоставленных Казначейством России и Росфинмониторингом.
Источник: официальный сайт Минфина России https://www.minfin.ru